Макетная мастерская Master 3D



     
 

Словарь архитектурных терминов

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Э • Ю • Я

Для розничной торговли обычно используют торговое оборудование для магазина - разнообразные витрины, прилавки, стеллажи и прочие изделия. Например, торговые стойки-сталлажи или контейнеры применяются для обуви или сыпучих продуктов, т.е. каждая выкладка ассортиментных групп нуждается в своем оборудовании.


Абак 
греч. Abax - доска
Верхняя плита капители. В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическом ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями.
 
Авторский надзор

Контроль со стороны авторов проекта за соответствием строящегося объекта проектно-сметной документации. Авторский надзор осуществляется на протяжении всего периода строительства и приемки объекта.

Акант, аканф

греч. akanJoV
Декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант;
этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев;
акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов

Акведук

лат. Aquaeductus, от aqua - вода и duco - веду
Водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.
Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.

Акротерий

греч. akrwthrion
Скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона (или над тимпаном портала, закомары, и т.д.)

Алтарь

лат. - altaria, от altus - высокий
Жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально - место для жертвоприношений на открытом воздухе.
В древней Греции и Риме - отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами.
В христианских храмах алтарем называют стол ("престол"), на котором совершалось священное таинство, в католических так называются также иконостасом. декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. С VIII в. появились переносные алтари-складни с живописью на створках. В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах (с XIV-XV вв).

Альбедо

Характеристика отражательных свойств наружных поверхностей зданий и сооружений. Данная характеристика учитывается при расчете теплопоступления от солнечной радиации внутрь зданий и сооружений.

Амфипростиль

греч. amfiprostulos, от amfi - с обеих сторон, и prostulos - имеющий колонны с передней стороны
Тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане и имеющего колонные портики на торцовых фасадах;
продольные стены амфипростиля сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора.

Амфитеатр

от греч. amfiqeatron
1. Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров). Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Крупнейший амфитеатр - Колизей в Риме.
2. Места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке).

Ангоб

Тонкий слой глины, покрывающий поверхность керамического изделия в целях улучшения его внешнего вида. Ангоб имел широкое распространение в античном керамическом производстве. На Руси гончары называли такое покрытие "побела".

Анкер (анкерный болт)

Крепежная деталь, предназначенная для соединения различных строительных изделий и конструкций, а также крепления оборудования. Термин "анкер" применяется также в смысле "промежуточеная деталь" (анкерная связь, анкерная плита).

Ансамбль

франц. Ensemble - совокупность, стройное целое
Группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. Постоение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов или заказчиков, а также историей его возникновения

Антаблемент

франц. Entablement, от table - стол, доска
Верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть - архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть - карниз. Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

Антефикс

лат. Antefix, от ante - спереди и fixus - прикрепленный
Украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты или щита с рельефом). Обычно помещалось по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.

Антик

Произведения искусства античной эпохи - керамика, вазы, скульптура и т. П

Анты

лат. Antae
Выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых получил название "храм в антах".

Анфилада

франц. Enfilade, от enfiler - нанизывать на нитку
Ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.

Апсида, абсида

от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos - свод
Расположеный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах.

Арка

от лат. Arcus - дуга, изгиб
Криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. В зависимости от размера пролета, нагрузки и назначения арки выполняются из камня, железобетона, металла и дерева. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима.
Части арки:
- плинтус
- импост
- лоб арки
- пята арки
- замковый камень
- архивольт
Типы арок:
- килевидная
- коробовая
- многолопастная
- подковообразная
- ползучая
- полуциркульная
- стрельчатая

 

Арка триумфальная
Монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и аттиком; украшаются скульптурой и памятными надписями. Триумфальные арки появились в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя (арки Тита, 81 г. н.э., Септимия Севера, 203 г. н.э., Константина, 315 г. н.э. в Риме). По их принципу построены арки в Париже (на прощади Каррузель, 1806 г. и на площади Звезды (Шарля де Голля), 1806-37 гг.).
В России триумфальные арки возводились в честь военных побед с петровского времени (Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте в Москве, 1827-34 гг., архитектор О.И. Бове; Нарвские триумфальные ворота в Петербурге, 1833 г., архитектор В.П. Стасов).

Аркада

от франц. Arcade
Ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

Аркатура

от нем. Arkatur
Ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.

Аркбутан

франц. Arc-boutant
Наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным столбам - контрфорсам, расположенным за пределами основного объема здания.
Система аркбутанов, контрфорсов и нервюр составляет конструктивную основу готического храма. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство храма, увеличить оконные проемы, пролеты сводов и т.д.

Арматура

Составная часть железобетонной конструкции, предназначенная для восприятия растягивающих усилий. Обычно применяют стальную арматуру, в некоторых случаях – неметаллическую

Архивольт

итал. archivolto, от лат. arcus volutus - обрамляющая дуга
Декоративное обрамление арочного проема. Архивольт выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом ее обработки.

Архитектоника

от греч. Architektonike - строительное искусство
Художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм, делающем наглядными статические усилия конструкции. Отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведений и т.п.
В более широком смысле архитектоника - композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Архитектура

Искусство проектирования и строительства сооружений, решающее эстетические и социальные задачи. Архитектура входит в триаду главных искусств: живопись, скульптура, архитектура.

Архитектура ландшафтная

Вид искусства, целью которого является организация пространственной среды с помощью природного материала, приводящее к гармонии пластические особенности существующего рельефа Искусство проектирования и строительства сооружений, решающее эстетические и социальные задачи. Архитектура входит в триаду главных искусств: живопись, скульптура, архитектура.

Архитрав

от греч. Archi - главный и лат. Trabs - балка
В архитектурных ордерах - балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, обычно лежащая на капителях колонн.
В дорическом и тосканском ордерах архитрав - широкая гладкая балка; в ионическом и коринфском состоит из трех небольших горизонтальных уступов - фасций.

Астрагал

от греч. Astragalos, букв. - шейный позвонок
Гладкий или обработанный в виде бус валик, служащий сочленением ствола колонны с капителью или базой.

Атриум, атрий

лат. аtrium
Закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили остальные помещения. В центре атриума был бассейн (имплювий), над которым оставлялось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды.

Аттик

от греч. Attikos - аттический
Стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.
База
греч. Basis - подставка, основание
Основание, подножие колонны или столба. Базы различаются по высоте и профилю (см. ордера архитектурные, обломы архитектурные). Особенно разнообразны готические базы, отличающиеся сложностью рисунка.

Базилика
греч. Basilike - царский дом; в Афинах - портик, где заседал архонт-базилевс
Вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (преимущественно нечетное количество) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов.
Первые христианские базилики имели деревянное открытое строительное перекрытие, которое позднее сменилось каменным сводчатым.

Балдахин
итал. baldacchino, букв. - шелковая ткань из Багдада
Нарядный церемониальный навес над троном, парадным ложем, церковным алтарем; первоначально матерчатый, позднее - из камня, дерева, металла (Балдахин в соборе св. Петра в Риме, XVII в., арх. Л. Бернини).
В русском зодчестве известен с XI в. (см. сень и киворий).

Балка
Горизонтальная несущая конструкция зданий и сооружений, имеющая опору в двух или более точках. Балка, перекрывающая один пролет и имеющая две опоры, называется разрезной. Балка, перекрывающая несколько пролетов и имеющая несколько опор, называется неразрезной многопролетной.

Балюстрада
франц. balustrade
Ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.

Балясины
Невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т.д.

Баптистерий
греч. baptsthrion - купель, от греч. baptizw - погружаю
Помещение для совершения обряда крещения.
В западноевропейских странах баптистерий - часто отдельное сооружение, круглое или многогранное в плане, завершенное куполом. Внутри баптистерии украшались мозаикой, скульптурой; посредине находилась купель для крещения.

Барабан
Цилиндрическое или многоранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда - декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами.

Башня
Сооружение, высота которого намного больше его горизонтальных размеров (диаметра, стороны основания).
Первоначально строились для целей обороны (сторожевые вышки, башни замков - донжоны). Применяются в культовом зодчестве (колокольни, минареты), в гражданской архитектуре (маяки, административные здания), а также в качестве инженерных сооружений (водонапорные, радио- и теле- башни) и др.
Возвышаясь над окружающей застройкой, выразительные и динамичные по композиции, башни часто играют роль основной высотной доминанты архитектурного ансамбля.

Бельведер
итал. Belvedere, букв. - прекрасный вид
Надстройка над зданием, обычно круглая в плане; -павильон, беседка на возвышенном месте; -название некоторых дворцов, расположенных в живописном природном окружении (например, в Ватикане).

Биотектура
Раздел архитектуры, основанный на учете особенностей окружающей среды, а также применении местных строительных материалов

Блокированные дома
Тип малоэтажного жилого дома, обычно состоящего из нескольких расположенных в ряд квартир, с изолированными входами в каждую квартиру и приквартирными земельными участками.

Брандмауэр
Противопожарная стена.

Бульвар
Аллея, расположенная посреди широкой улицы со специально высаженными деревьями и кустарниками. Имеет важное значение при озеленении городов.

Вал
в мелкомасштабных профилях - валик
Криволинейный облом, имеющий в поперечном разрезе вид полукруга.

Вальма
Скат шатровой крыши, имеющий треугольную форму и расположенный с торцовой стороны здания.

Вальмовая крыша
Четырехскатная крыша с треугольными скатами (вальмами) от конька до карниза по торцовым сторонам. Если вальма не доходит до карниза, крыша называется полувальмовой.

Вантовые конструкции
Стальные тросы, применяемые как растяжки для крепления мостов, консолей, высоких металлических труб, радиомачт, башен ветродвигателей и т.д.

Ввод объекта
Юридическое оформление заказчиком законченного строительством объекта в органах исполнительной власти.

Венец
В деревянном строительстве бревна или брусья, составляющие один горизонтальный ряд сруба. В углах сруба бревна связываются путем врубки - с выступающими концами ("в обло") или без них ("в лапу", "в шип"). От количества венцов зависит высота сруба, а его площадь определяет длина бревен.

Веранда
Остекленная неотапливаемая пристройка к зданию дачного типа. В большинстве случаев одноэтажная.

Вестверк
нем. westwerk
Поперечная постройка в западной части храма (с 2-3 башнями, открытыми в неф галереями и капеллами на хорах), служившая целям придворного церемониала (первоначально появляется каролингских и романских храмах Германии).

Виадук
франц. Viaduc, от лат. Via - дорога и duco - веду
Мостовое сооружение большой протяженности и на высоких опорах при пересечении дороги с оврагами, ущельями, болотистыми долинами рек. Постепенное нарастание высоты опор (в некоторых случаев - и размера пролетов) отличает виадук от эстакады.

Вилла
лат. Villa - усадьба, поместье
Загородный дом с садом или парком. В древнем Риме виллой называли загородное поместье, предназначенное для развлечений и отдыха. Живописно расположенные постройки виллы группировались вокруг открытого двора, жилые помещения украшались мозаиками и росписью. Комплекс виллы иногда включал здания храма и театра, каналы и водоемы, декоративную скульптуру (вилла Адриана в Тиволи, близ Рима, 125-135 гг. н.э.).
В эпоху Возрождения сложился новый тип виллы, приобретшей осевую композицию с главным зданием в центре, лоджия которого открывалась на террасные сады (вилла Мадама в Риме, с 1517 г., арх. Рафаэль, А. Да Сангалло). Строгость и стройность ансамблей эпохи Возрождения сменяет сложная и прихотливая композиция пышных барочных вилл, рассчитанная на пространственные эффекты при последовательном восприятии отдельных частей комплекса.
В XIX - XX вв. виллой называется комфортабельный односемейный дом с садом или парком в пригороде или на курорте.

Вимперг
нем. Vimperg
Высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).

Витраж
Вставленная в оконный или дверной проем, либо в самостоятельную раму декоративная композиция, выполненная из кусков (в большинстве случаев разноцветного) стекла. В современной архитектуре - обширное остекление фасада крупноразмерными стеклами, закрепленными в металлических рамах.

Волоковое окно
Небольшое окно, вырубленное в двух расположенных друг над другом бревнах деревянного сруба. Изнутри закрывается (заволакивается) тесовой задвижкой, выполненной из доски.

Волюта
лат. и итал. Voluta, букв. - завиток, спираль
Архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком ("глазком") в центре, часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон.

Восьмерик
В русском и украинском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространен главным образом в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип "восьмерик на четверике"), реже они заверщают крестообразный в плане объем.

Выкружка
Криволинейный вогнутый облом, профиль архитектурно-пластической детали, по очертанию - четверть окружности.

Галерея
франц. galerie, от итал. galleria
Длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания.
Удлиненный зал со сплошным рядом больших окон на одной из продольных стен -верхний ярус зрительного зала (т.н. галерка).
Название художественных музеев, преимущественно картинных галерей.

Галерея висячая
Галерея, поддерживаемая консольными выпусками из здания.

Гипостиль, гипостильный зал
от греч. upostuloV, от upo - "под" и stuloV - колонна, т.е. - поддерживаемый колоннами
В архитектуре Древнего Востока (Египет, Иран) большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

Гирька
Фигурная деталь главным образом в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI-XVII вв. в декоре ворот, крылец, оконных проемов.

Глава, главка
Наружное декоративное завершение барабана. Главы бывают шлемовидными, грушевидными, луковичными, зонтичными, конусовидными и др. Придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой раскраской, а также фактурой кроющих материалов (черепица, лемех, фигурное железо и др.).

Глазурь
Тонкий стекловидный слой на поверхности керамических изделий, образующийся за счет расплавления и последующего застывания специально нанесенной керамической массы определенного состава. Улучшает физико-химические и декоративные качества изделия, способствует увеличению его механической прочности, химической стойкости, долговечности, повышает его эксплуатационные качества.

Глухая резьба
Несквозная резьба, выполненная в массиве древесины, рассчитанная на восприятие рельефа при солнечном освещении или специальной подсветке.

Город-сад
Небольшой город с разреженной застройкой, обилием открытых озелененных пространств и ограниченным числом жителей (30-35 тыс.), которым обеспечиваются как удобства городской жизни, так и связь с природой.
Тип города-сада возник в нач. XX в. как попытка избавиться от социальных противоречий капиталистических городов. Основные принципы организации города-сада изложены в трудах английского социолога и архитектора Э. Хоуарда. Первый город-сад - Лечуорт - был заложен в 1902 г. в 55 км от Лондона. Получив затем широкое распространение, города-сады строились в Германии, Франции, Испании, Италии, Чехословакии, Австрии и др. странах.
Попытка построить город-сад была предпринята в 1910-х гг. в России, в 40 км от Москвы в Кратове (арх. В.Н. Семенов).

Город-спутник
Город или поселок городского типа, развивающийся близ крупного города и входящий вместе с ним в единую систему группового расселения.
Город-спутник обеспечивает жителям трудовую занятость и социально-бытовое обслуживание на месте, а также культурную связь с крупным городом. В соответствии с функциями различают несколько типов городов-спутников: промышленные, промышленно-транспортные, курортные, жилые (т.н. "спальные" районы).

Гостиный двор
В русских городах комплекс для торговли и хранения товаров. В XVI-XVII вв. гостиный двор - обычно прямоугольная площадь, обнесенная каменной и деревянной стеной с башнями и проездными воротами. По внутреннем периметру стен пристраивались торговые и складские помещения (обычно 2-х этажные), объединенные открытыми галереями.
С XVIII в. гостиные дворы стали строиться с открытыми на улицу аркадами и колоннадами, во многом определяя архитектурный облик центра среднерусских городов (Владимир, Кострома, Калуга, Ярославль).

Гридница
В Киевской Руси большое помещение для рядовых дружинников (гридей) в княжеском дворце. Использовалось также для праздничных пиров.
Иногда гридница была отдельным сооружением.

Гробница
Архитектурное сооружение или саркофаг, вмещающее тело умершего и увековечивающее его память. Примерами гробниц могут служить египетские пирамиды, мастабы, крито-микенские купольные гробницы толосы, скальные гробницы Индии, Передней Азии и этрусков, монументальные мавзолеи Древней Греции и Рима, купольные гробницы Индии, богато украшенные скульптурой сооружения Китая и Кореи.
В Западной Европе гробницы помещались внутри церквей.

Грот
франц. grotte, от итал. grotta
Тип паркового помещения или павильона, кладка или отделка которого (ракушки, туф, морские камни) имитируют естественную пещеру.
Гроты были широко распространены в европейской садово-парковой архитектуре XVII-XVIII вв. (в России - с XVIII в.).

Гульбище
В древнерусской архитектуре наружная терраса или галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI-XVII вв., иногда встречались в светских постройках.

Гурт
нем. gurt, букв. пояс, подпруга
Профилированные горизонтальные и вертикальные тяги на фасаде и в интерьере -в готической архитектуре арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра крестового свода, выполненного из мелких камней.
См также Нервюра

Гусек
Архитектурный облом, представляющий собой сочетание двух дуг: в прямом гуське - верхней вогнутой и нижней выпуклой, в обратном гуське - наоборот.

Дверь ложная
Облицованный наличником заложенный дверной проем, образующий неглубокую нишу.

 

Двойня (тройня)
Деревянная постройка, объединяющая в одну группу два (три) сруба с самостоятельными несимметричными двускатными крышами.

Дворец
от "княжий двор" - жилище князя
Резиденция правителя, представителя знати, духовенства или зажиточного человека.
В рабовладельческих деспотиях Востока и в восточной части Средиземноморья строительство дворцов было связано с задачами представительности и с государственной идеологией. Сложную композицию здания составляли многочисленные помещения для торжественных приемов и церемоний.
Римские дворцы отличались симметрией главных помещений, которые располагались вокруг дворов с фонтанами, водоемами и скульптурой. Аналогичные композиционные приемы применялись в архитектуре дворцов императоров и наместников в римских европейских, азиатских и африканских провинциях, в Византийской империи, где их планы видоизменялись в соответствии с местными условиями.
В раннесредневековой Европе дворцы входили в комплекс крепостных сооружений (см. Замок), позже постепенно обособились в самостоятельные постройки, отличавшиеся богатством декора. В эпоху Возрождения в Европе сложился новый тип городского дворца - палаццо.
В XV-XVI вв. сформировался более репрезентативный тип дворца (королевский, императорский, царский). Их комплексы, занимавшие нередко целый квартал и включавшие обширные парки, доминировали над окружающим пространством (Версаль, Лувр, Эскориал, Императорский дворец в Пекине, XV в.). Характерной чертой композиции дворца стала анфилада, объединявшая большое количество помещений, а также парадный двор - курдонер.
С сер. XIX в. сооружаются крупные, часто роскошно отделанные дворцы общественного назначения ("Хрустальный дворец" на Всемирной выставке в Лондоне, 1851 г., Дворец спорта в Риме, 1960 г.).
В архитектуре Советской России и позднее СССР были распространены т.н. Дворцы Труда, Культуры, Спорта и т.д.

Десюдепорт
франц. dessus de porte - над дверью
Панно, расположенное над дверью (обычно живописное или скульптурное). Десюдепорты широко применялись в отделке парадных интерьеров в Европе XVII-XVIII вв.

Детинец
См. Кремль.

Донжон
франц. donjon
Главная башня феодального замка, четырехугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля

Дорический ордер
Один из трех основных архитектурных ордеров.
Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками - каннелюрами; капитель состоит из круглой подушки - эхина и толстой квадратной плиты - абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифы и метопы.
Дорический ордер сложился в дорийских областях Древней Греции в период перехода к строительству храмов и сооружений из камня (встречается уже между 600 и 590 гг. до н.э. в самой Греции и в дорийских колониях - храм Артемиды в Керкире). В VI-V вв. до н.э. дорический ордер стал важнейшим элементом монументальных композиций и главным средством художественной выразительности зодчества поздней архаики и классики. См. подробнее Ордера архитектурные.

Доходный дом
Многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир внаем. Как тип сложился в европейской архитектуре 1830-40-х гг. и к XX в. стал одним из основных типов городского жилья. В кон. XIX - нач. XX вв. доходный дом обычно занимал по периметру весь принадлежавший домовладельцу участок с незастроенным внутренним двором-колодцем.
Доходные дома имеют сотообразную пространственную структуру: однородные по планировке квартиры группируются вокруг лестничных клеток, коридоров и галерей. Многообразную архитектурную и декоративную обработку имел, как правило, лишь парадный, уличный фасад.

Дранка, гонт
Деревянная щепа, применявшаяся для кровли крыш. В некоторой степени предшественница черепицы.

Дымник
Верхняя надкровельная часть печной дымовой трубы.

Дынька
Декоративная деталь в русской деревянной и каменной архитектуре XIII - XVIII вв.: утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах.

Египетский треугольник
Прямоугольный треугольник с соотношением сторон 3:4:5. Сумма указанных чисел (3+4+5=12) с древних времен использовалась как единица кратности при построении прямых углов с помощью веревки, размеченной узлами на 3/12 и 7/12 ее длины. Применялся в архитектуре средних веков для построения схем пропорциональности.

Жилые помещения
Жилые дома, коттеджи, дачные постройки, предназначенные для постоянного проживания, а также отдельные квартиры, зарегистрированные в соответствующих государственных органах.

Заворина
Разновидность засова, представляющая собой перекладину (как правило, деревянную), которой изнутри закладываются ворота.

Закомара
от др.рус. комара - свод
Полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Зальный храм
Вытянутый в плане храм с нефами равной высоты, либо с несколько более высоким (но без окон) средним нефом (т.н. псевдобазилика), а также однонефный храм без трансепта. Типичны готические северо-немецкие, чешские и польские зальные храмы XIII - нач. XVI вв. (костел девы Марии в Гданьске).

Замковый камень, замок
зам`ок
Клинообразный камень или кирпич в вершине свода или арки. Часто имеет орнаментальную или скульптурную обработку. Иногда превращается в декоративную деталь, украшающую арки и плоские перемычки.

Замок
з`амок
Укрепленное жилище феодала. Ранние замки имели суровый облик благодаря глухим мощным стенам, рассчитанным на длительную оборону. С переходом к тактике активной обороны на стенах и башнях появляются машикули для навесной стрельбы.
В XIII - XVI вв. замки превращаются в сложные комплексы оборонительных, жилых, культовых и хозяйственных сооружений, образующие целостные ансамбли. Их облик обогащается аркадными галереями (главным образом во внутренних дворах), эркерами, многообразными башнями с нарядными завершениями.
С развитием артиллерии замок утрачивает значение крепости, в его композиции главную роль начинает играть дворцовое здание. Признаки замковой архитектуры сохраняются, но отделка башен, зубчатых стен с бойницами приобретает все более декоративный характер.
В дальнейшем замки вытесняются городскими и загородными дворцово-парковыми комплексами.

Заплот, заплотная ограда
Забор, представляющий собой сплошную деревянную ограду из бревен или теса.

Звонница
Надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов.
Виды звонниц:
- стенообразные - в виде стены с проемами
- столпообразные - башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, - восьмигранным, реже - девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь
-палатного типа - прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.

Зиккурат
В архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня. Зиккураты имели 3-7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пологими подъемами - пандусами.

Золотое сечение
Принцип Золотого сечения издревле используется при нахождении максимально уравновешенных пропорций между архитектурными частями зданий или частями архитектурных сооружений. Заключается в следующем: деление целого на две неравные части пропорционально в том случае, когда меньшая часть - "минор" (примерно 38%), относится к большей части - "майор" (примерно 62%), так, как большая ("майор") к целому и наоборот.

Изба
Русский деревянный срубный жилой дом (преимущественно сельский, до XVII - XVIII вв. - и городской), в узком смысле - отапливаемое помещение (древнерусское "истьба", "истобка", упоминается в летописях с X в.). Крестьянский дом мог состоять из одной избы; избы с сенями; избы, сеней и клети; двух изб с сенями. В избе зимой сосредоточивалась вся жизнь семьи, здесь же держали молодой скот. Избу с беструбной печью называют курной или черной, избу с трубой - белой. Планировка избы определялась положением печи, по диагонали от которой был передний, или "красный" угол. Сбоку от печи под потолком настилались полати, внизу - деревянный ящик-голбец. Изба строилась из бревен, скрепленных в венец.
Избы бывали с нижним этажом - подклетом - и без него, кровля могла быть деревянной или соломенной, окна волоковые (прорубленные в бревнах) или косящатые (с рамами). Силуэт избы венчали резной конек (охлупень) и кровля крыльца; фасад украшали причелины, полотенца, наличники окон; потолок, стены, печи, двери нередко украшались росписями.

Изгиб
Деформация, возникающая в балках, плитах перекрытий, ограждающих конструкциях под воздействием внешних нагрузок или температурных изменений.

Изразцы
Декоративные плитки из обожженной глины, покрытые цветной глазурью. Сформованные изразцы высушивают, а затем обжигают при температуре до 1150 °С. Могут быть гладкими или рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), или неглазурованными (терракотовые).

Иконостас
от греч. eikwn - образ и stasiV - место стояния
Перегородка с рядами икон (чинами), отделяющая алтарь от основной части православного храма. Иконостас пришел на смену низкой алтарной преграде византийского типа.
В развитой форме (высокий иконостас), известной на Руси с кон. XIV - XV вв., чины устанавливались на расписных балках-тяблах и располагались один над другим в строго иерахической последовательности. Внизу находится ряд местных икон, выше - "деисусный" чин (deisis - греч. моление; включал иконы с изображениями Христа и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, отцов церкви и др.), еще выше - "праздничный" (с изображениями главных эпизодов Евангельского цикла) и "пророческий" чины. В XVI - XVII вв. в иконостас включают новые ряды (страстной, апостольский, праотеческий и др.). Тябла и стойки иконостаса украшались резьбой, басмой, чеканкой.
С появлением во второй половине XVII в. резных колонок, профилированных и раскрепованных цоколей и карнизов, сплошного золочения иконостасы становятся средоточием монументально-декоративного убранства храмов. В XVIII - нач. XIX вв. традиционные формы иконостаса сильно изменяются под влиянием убранства западноевропейских алтарей.

Импост
франц. imposte
Профилированная архитектурная деталь над столбом, лопаткой или капителью колонны (часто в форме антаблемента), служащая опорой для пяты арки.
Узкий простенок, членящий дверной или оконный проем по вертикали.

Инсоляция
Степень освещенности солнечным светом зданий, сооружений и их внутренних помещений.

Интарсия
Декоративно-прикладное искусство - врезка в основной массив древесины деревянных пластинок другого цвета или пластинок из другого материала (бронзы, кости, перламутра и т. п.).

Интерколумний
лат. intercolumnium, от inter - между и columna - колонна, столб
Пролет между рядом стоящими колоннами в ордерной архитектуре. Величина интерколумния (постоянная для каждой данной колоннады) зависит от масштабов сооружения, характера и ордера колоннады, а также от размера и материала колонн и архитрава.

Интерьер
от франц. interieur - внутренний
Внутреннее пространство помещения.
Функциональное назначение интерьера определяет его архитектурное решение (размер, пропорции и т.д.) и характер убранства, которые в свою очередь служат художественной выразительности интерьера.

Ионический ордер
Один из трех главных греческих архитектурных ордеров. Имеет стройную колонну с базой и фустом, прорезанным вертикальными желобками-каннелюрами; капитель состоит из двух крупных завитков - волют. Антаблемент иногда без фриза, архитрав состоит из трех горизонтальных полос; фриз часто сплошь покрывался рельефом.
Ионический ордер отличается от дорического ордера большей легкостью пропорций и более богатым декором всех частей.- Ионический ордер сложился в каменном зодчестве в ионических областях Древней Греции между 560 и 500 гг. до н.э. Особенное распространение ионический ордер получил в Греции в эпоху эллинизма.

Ипподром
греч. ippodromoV, от ippoV - лошадь и dromoV - бег
Место проведения испытаний рысистых и скаковых лошадей и конноспортивных соревнований. Ипподромы Древней Греции и Рима представляли собой прямоугольную площадку с закругленным концом и стеной посередине, вокруг площадки располагались трибуны для зрителей.
Первый в России ипподром был организован в 1826 г. в Лебедяни Тамбовской губернии, в 1834 г. был создан в Москве (в 1951-55 гг. здание ипподрома с трибунами было перестроено архитектором И.В. Жолтовским).

Каблучок
Архитектурный облом, состоящий из выпуклой и вогнутой дуг. Прямой каблучок (выпуклая дуга наверху) используется в капителях, карнизах; обратный каблучок (выпуклая дуга внизу) в базах колонн, цоколях.
Подробнее см. Обломы архитектурные.

Каланча
тюрк., от араб. kal`a - крепость
Возвышающаяся над зданием башня для наблюдения за возникновением пожаров. Каланчи имели колокол, площадку для дежурного и мачту для сигнализации флагами и фонарями.
С развитием телефонной связи каланча потеряла свое значение.

Камин
Открытый очаг, предназначенный для обогрева помещения. К основным частям камина относятся: топливник - ниша, в которой происходит сгорание топлива; под - своего рода колосник, на который укладывают топливо; дымоход - дымовая труба, отводящая продукты сгорания; зольник - выдвижная металлическая емкость для сбора золы. Камин обладает малым КПД (5-20%), поэтому имеет в основном декоративное значение. К положительным качествам камина можно отнести усиленную вытяжку комнатного воздуха, что хорошо вентилирует помещение.

Кампанила
итал. campanile
В итальянской архитектуре средних веков и Возрождения четырехгранная или круглая многоярусная башня-колокольня, обычно стоящая отдельно от храма.

Канефора
Органично вписанное в архитектуру здания скульптурное изображение женской фигуры, играющее конструктивную роль - выполняет функции колонны.

Каннелюры
от франц. cannelure - желобок
Вертикальные (на стволе колонны или пилястры) и горизонтальные (на базе колонны ионического ордера) желоба. Делаются либо вплотную одна к другой (дорический ордер), либо с небольшими промежутками (ионический ордер).

Капелла
позднелат capella, итал. capella - часовня
В католической и англиканской архитектуре небольшое сооружение или помещение для молитв одного знатного семейства, для хранения реликвий, размещения певчих и т.д. Капеллы находились в храмах (в боковых нефах или вокруг хора - "венец капелл" в готической архитектуре), а также в замках и дворцах. Строились также отдельно стоящие капеллы (например, Сикстинская капелла).

Капитель
от позднелат. сapitellum - головка
Пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и других расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, например, в пилястре).
Известны в зодчестве Древнего Востока. В античную эпоху сложились три основных классических типа капителей: дорическая, ионическая, коринфская (см. подробнее: Ордера архитектурные). Своеобразные типы капителей были созданы в Китае, Японии, Мексике, в византийской, романской, готической, древнерусской архитектуре, архитектуре Армении, Грузии, Средней Азии.
С эпохи Возрождения широко варьировались типы античных капителей

Караван-сарай
перс., буквальн. - дом караванов
Постоялый двор в городах и на торговых путях Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья.
Караван-сараи известны с древности, широко распространились в 9-18 вв. в связи с ростом городов и усилением транзитной караванной торговли. Известны зальные караван-сараи (встречаются в Азии прямоугольные здания, разделенные на нефы (средний неф - для людей и товаров, боковые - для животных).
Наиболее распространен тип караван-сарая с внутренним двором, окруженным одно- и двух- (реже - трехэтажными) помещениями (вверху обычно гостиница, внизу склады и стойла). Караван-сараи укреплялись стенами либо присоединялись к рабатам.
С развитием железных дорог потеряли свое значение.

Каре
Квадратное в плане здание с прямоугольным внутренним двором.

Кариатида
греч.Скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании. Кариатиды были широко распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве XVII-XIX вв.

Карниз
нем. Karnies; первоисточник: греч. korwniV - заключение, конец
Горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу (покрытие) здания и защищающий стену от стекающей воды; имеет также декоративное значение.
Карниз бывает верхний (венчающий, например, в антаблементе) и промежуточный

Каскад
франц. сascade, от итал. cascata, от cascare - стремительно падать вниз
Естественный или искусственный водопад, низвергающийся уступами. В парковой архитектуре каскады создаются расположением на разных уровнях водоемов, ступеней и уступов, по которым стекает вода. Знамениты каскады итальянских вилл (д`Эсте в Тиволи, 1550-72 гг., арх. П. Лигорио), в парке Петродворца.

Кассеты, кассетоны, кессоны
итал. cassetta
Квадратные или многоугольные углубления на потолке или внутренней поверхности арки, свода или потолка. Играют конструктивную и декоративную роль, а также применяются для улучшения акустики помещений.

Катакомба
итал. сatacomba, от позднелат. catacumba - подземная гробница
Подземные помещения искусственного или естественного происхождения. Использовались в древности для совершения религиозных обрядов и для погребения умерших.
Наиболее обширны римские катакомбы (2-4 вв.) разветвленные лабиринты узких галерей и небольших залов; некоторые украшены росписями (позднеантичные и раннесредневекового времени).
Сходные с катакомбами сооружения сохранились в Киево-Печерской лавре.

Кафедра
греч. kathedra - сидение, скамья
В христианской церкви возвышение, с которого произносятся проповеди. Кафедры богато украшались резьбой, статуями, рельефами.
В мусульманских мечетях такие кафедры называют минбарами.

Квадр
от лат. quadrum - четырехугольник
Каменный блок в форме параллелепипеда, употребляемый для кладки стен и сводов.

Квартал
Ограниченная с четырех сторон улицами часть застроенной территории населенного пункта, предполагающая целостность архитектурного замысла и соблюдение экономических противопожарных и санитарно-гигиенических требований.

Керамика
Материалы и изделия из минерального сырья (глины), полученные путем обжига при высоких температурах.

Киворий
греч. kiborion
Первоначально - сосуд для питья; в христианских храмах - дарохранительница, помещавшаяся под алтарной сенью. Позже киворием стали называть алтарную сень, обычно поддерживаемую колоннами и богато украшенную.
См. также балдахин.

Кирпич керамический
Каменный штучный пустотелый или полнотелый строительный материал правильной формы, изготавливаемый из глинистого сырья путем обжига. Подразделяется на марки по прочности (от 75 до 300) и морозостойкости (от 15 до 50). По теплотехническим свойствам и плотности выделяют эффективный (1450 кг/м3), условно эффективный (1450-1600) и обыкновенный кирпич (свыше 1600).

Кирпич клинкерный
Керамический строительный материал, изготовленный из глинистого сырья и обожженный до полного спекания. Используется для мощения.

Кирпич лекальный
Изготовленный по специальным рисункам и вытесанный по лекалу кирпич, применяемый для декоративной отделки карнизов, углов, арок. На профессиональном языке каменщиков - штучный набор.

Кирпич силикатный
Строительный материал, изготавливаемый из смеси кварцевого песка и извести методом прессования. Применяют при возведении несущих стен многоэтажных зданий.

Клеть, сруб
Простейшая конструкция в деревянном строительстве, которая образуется положенными друг на друга венцами из бревен. Клетью также называют неотапливаемую часть избы.

Клуатр
франц. cloitre, от лат. claustrum - закрытое место, позднее - монастырь
Закрытый двор в католическом монастыре, окруженный внутренней галереей. Характерен для романской и готической архитектуры.

Князь
Тоже, что князек, конек, конь.

Кокора, курица
В деревянном зодчестве ствол, как правило - ели, с одним ответвленным корнем, образующим крюк. Использовалась в качестве стропила при устройстве безгвоздевых кровель.

Кокошник
В русской церковной архитектуре XVI-XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение. Располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав.

Колокольня
Башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного и палатного типа.
См. также кампанила.

Колонна
франц. colonne, от лат. columna - столб
Архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора, стержневой элемент архитектурных ордеров. Возникла как простейший элемент стоечно-балочной конструкции; получила художественную интерпретацию и классические формы в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В классических архитектурных ордерах главная часть колонны - ствол (фуст обычно утончается кверху, иногда имеет небольшое расширение - энтазис - и обрабатывается вертикальными желобками - каннелюрами. Ствол покоится на простой или сложной базе и увенчивается капителью. Колонны применяются в композиции как фасадов зданий, так и их внутреннего пространства; ее художественная выразительность и значение определяются пропорциями, членениями, пластической обработкой, а также соотношением высоты и диаметра с интерколумнием и размерами сооружения в целом. Отдельно стоящие колонны, часто увенчанные скульптурой, обычно служат памятниками (Александровская колонна). В каркасных зданиях колонны (каменные, железобетонные, металлические, деревянные) один из основных элементов каркаса, воспринимающих нагрузку от прикрепленных к ним или опирающихся на них других элементов (балок, ригелей, ферм).

Колоннада
франц. colonnade
Ряд или ряды колонн, антаблементом, часто - общим перекрытием. В наружной композиции здания колоннада применяется в виде портиков и галерей, примыкающих в к зданию, соединяющих его обособленные объемы и зрительно связывающих его с пространством двора или площади, а также с окружающей природой. Иногда колоннада является самостоятельным сооружением (преимущественно в садово-парковом искусстве). Внутри здания колоннады обрамляют крупные залы, расчленяют или связывают отдельные части парадного интерьера.

Конек
В русском деревянном зодчестве скульптурное завершение венчающего крышу бревна - охлупня в виде изображения коня или птицы. В современном употреблении конек - верхнее ребро (гребень) двухскатной или четырехскатной крыши.

Консоль
франц. console
Выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая карниз, балкон, фигуру, вазу и т.д.

Контрфорс
от франц. contreforce - противодействующая сила
Каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающее основную несущую конструкцию (в основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов, перекрывающих здание).
Каменный контрфорс - один из основных элементов готических конструкций. Контрфорсы широко применяются также для укрепления стен при реставрации памятников архитектуры.

Конха
от греч. konch - раковина
Полукупол, служащий для перекрытия полукруглых (или многогранных) в плане частей здания (экседр, апсид, ниш). Возникнув в восточно-эллинистической архитектуре, конхи широко использовались в римском и византийском зодчестве, в средневековых христианских культовых зданиях. В конхе часто помещали мозаики или росписи.

Конь
То же, что конек.

Корабль
Тоже, что неф.

Коринфский ордер
Один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта, обрамленного небольшими волютами. Сложился во 2 пол. V в. до н.э. получил широкое распространение в архитектуре эпохи эллинизма и Древнего Рима.

Косоур
Наклонная несущая балка, на которую опираются ступени лестничного марша. В промышленном домостроении сборный лестничный марш изготавливается из железобетона полностью (косоуры и ступени).

Коттедж
англ. сottage, первоначально - крестьянский дом
Сельский или городской одноквартирный индивидуальный жилой дом, при котором имеется небольшой участок земли. Коттеджи бывают двухэтажными с внутренней лестницей; в первом этаже - общая комната, кухня, хозяйственные помещения, во втором - спальни. Коттедж возник в Англии в кон. XVI - нач. XVII вв. и стал традиционным типом английского жилища. Коттеджи широко распространены в других странах.

Кошель
Распространенный в северных территориях России тип крестьянского дома с параллельно расположенными жилой и хозяйственной зонами, находящимися под одной несимметричной крышей.

Крабб
от нем. Krabbe
Декоративная деталь в виде стилизованных листьев или цветов на щипцах, вимпергах и других элементах архитектурного декора готики.

Красная линия
В градостроительстве обозначает условную границу, отделяющую территорию улиц, проездов, магистралей и площадей от территорий, предназначенных под застройку, которая может осуществляться как по красной линии, так и с отступом от нее.

Кремль, детинец, город
Центральная укрепленная часть русского средневекового города. Впервые упоминается в летописи под 1331 ("кремник"). Кремли располагались на высоких местах, обычно у берега реки или озера, окружались глубокими рвами и стенами. В кремле находились соборы, дворец князя, дворы бояр и церковной знати.

Крепость
Укрепления, защищающие город, населенный пункт или определенную территорию. Наиболее ранние крепости - дерево-земляные укрепления.
В Древнем Риме сложились типы укрепленных военных поселений - лагерей, которые впоследствии стали основой для многих европейских городов.
Разнообразные типы крепостей были созданы в средние века, когда они служили целям обороны замков, городов, монастырей (земляные валы, рвы, крепостные стены с укрепленными воротами, дозорными и боевыми башнями, машикулями, подъемными мостами, нередко с предвратными укреплениями - барбаканами) или обороняли от вражеских нашествий обширные территории.
Укрепления русских городов получили название Кремлей. В пограничной полосе Русского государства 15-17 вв. сооружались крепостные сооружения из дерева, так называемые остроги. С появлением огнестрельного оружия и артиллерии возникают крепости нового типа (бастионные укрепления, форты).

Крестово-купольный храм
Тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на четыре столба в центре здания, откуда расходятся четыре сводчатых рукава креста. Образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, еще ниже - угловые помещения. В целом храм представляет собой систему связанных друг с другом пространственных ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальную композицию. Структура постройки обозрима внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике. В композицию интерьера органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная структуре здания и символике его частей. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение также в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и других странах.

Крестоцвет, флерон
Декоративная деталь, завершающая башни, вимперги, пинакли в архитектуре готики. Имеет вид стилизованного цветка с крестообразными горизонтальными ответвлениями. Мотив крестоцвета применяется также в декоративно-прикладном искусстве.

Крещальня
То же, что баптистерий

Крипта
лат. crypta, от греч. h krupth - крытый ход, сокровенное место
В Древнем Риме - сводчатое подземное помещение.
В западноевропейской средневековой архитектуре - часовня под алтарной частью храма для почетных погребений.

Кровля
Верхняя часть крыши, состоящая из деревянной обрешетки и наружного покрытия. В качестве покрытия применяются самые разнообразные материалы: от дранки и черепицы до современных пластиковых материалов.

Кружала
Деревянная форма, поддерживающая опалубку, по которой возводятся арочные, сводчатые и купольные конструкции, а также сводчатая часть каминов.

Купол
итал. cupola - купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка
Вид перекрытия (свода), близкий по формек полусфере. Формы купола образуются различными кривыми, выпуклыми наружу. В куполе обычно возникают горизонтальные усилия (распор), которые передаются на поддерживающую его конструкцию или воспринимаются нижним (опорным) кольцом самого купола. Каменные (кирпичные) купола могут опираться на цилиндрический постамент (барабан). Если куполом завершается прямоугольная в плане ячейка здания, переход от квадрата к круглому (или эллиптическому) основанию купола решается с помощью специальных сводов - парусов или тромпов. Купольные перекрытия впервые получили развитие в архитектуре Древнего Рима (в зданиях терм и общественных зданий - базилик). Для римской архитектуры характерны купола полусферические купола с кессонированной внутренней поверхностью. В средние века разнообразные по конструкции купола использовались главным образом в храмовой архитектуре. С осознанием роли купола во внешнем облике здания изменяются и его наружные очертания относительно внутренних; позже над ними появляются внешние оболочки (отличные по очертаниям от собственно купола), обычно в виде криволинейного покрытия по деревянным стропилам (ранний пример - собор Сан-Марко в Венеции, IX-XI вв.). Купола с внешними оболочками, опирающиеся на постаменты - барабаны, получили широкое распространение в русской средневековой архитектуре (см. Глава), а также в зодчестве Средней Азии. В эпоху Возрождения такие купола распространились в архитектуре Западной Европы, подчас становясь доминантой городской застройки. В архитектуре Возрождения получают распространение зонтичные купола и римские кессонированные купола. Постройки Андреа Палладио (XVI в.) послужили примером, следуя которому архитекторы вновь стали использовать купола в светских зданиях; эта тенденция получила развитие в XVIII в. Со второй половины XIX в. применяются купола с металлическим каркасом и остеклением, купола из дерева и железобетона. В XX в. с развитием монолитного и сборного железобетона, тонкостенных сводов-оболочек и металлических конструкций резко увеличилось многообразие структур и форм куполов: появились ребристые, ребристо-кольцевые, сетчатые, с волнистой внутренней поверхностью, "геодезические" (образованные из стандартных многоугольных элементов), сборные и другие купола. Возникают новые типы куполов: из полимерных материалов, с двойной надувной оболочкой и др.

Курватура
лат. curvatura - кривизна, округленность
Нарочитая, едва заметная кривизна прямолинейных частей здания, применяемая для устранения оптических искажений (при восприятии здания в ракурсе) и для усиления пластической выразительности архитектуры. Курватура характерна главным образом для ордерной архитектуры (см. Ордера архитектурные).

Курдонёр
франц. cour d`honneur - букв. - почетный двор
Парадный двор дворца, усадьбы или особняка, образуемый главным корпусом и выступающими по его сторонам боковыми крыльями (флигелями), реже - колоннадой. От улицы, площади, дороги курдонёр обычно отделяется сквозной оградой. Был широко распространен в европейской архитектуре 17 - нач. 19 вв. (в России - с нач. 18 в.). в современной архитектуре иногда применяется как прием парадной пространственной композиции.

Ложный свод, свод, образованный горизонтальными рядами кладки, нависающими один над другим. Выступы образующих ложный свод кирпичей или камней нередко частично стесывали по диагонали, чтобы получить гладкую поверхность. Ложный свод широко использовался в архитектуре микенской Греции и государства майя.

Ломаная кровля, кровля, боковые скаты которой образованы двумя плоскостями, причем верхняя имеет более сильный наклон относительно вертикальной оси, чем нижняя. В случае мансардной кровли нижняя поверхность ломаной кровли располагается почти вертикально.

Люнет, часть поверхности вертикальной стены, ограниченная снизу горизонталью, а сверху дугой арки или свода.

Мастаба, тип гробниц египетской знати в эпоху Древнего Царства. Слово «мастаба» происходит от арабского обозначения скамьи, вероятно из-за сходства с ее формой. Прямоугольная в плане, с наклонными стенами, мастаба представляет собой монолит с небольшой погребальной камерой – сердабом – внутри, где хранились подношения и скульптурные изображения усопшего, и молельней, в которую можно было войти снаружи.

Метопа, тонкая мраморная плита, расположенная между триглифами в дорическом фризе. Метопы обычно украшали рельефами, изредка живописью.

Минарет (от араб. манáра – «маяк»), в исламской архитектуре башня с галереей наверху, откуда муэдзин призывает мусульман на молитву.

Михраб (араб. – «святилище»), в исламской архитектуре молитвенная ниша в стене мечети, обращенной к Мекке. Обычно к михрабу ведут несколько ступеней.

Модульон (франц. modillon), кронштейн в форме волюты, украшенный рельефным листом аканта. В ионическом и коринфском ордерах модульоны поддерживают карниз.

Мутулы (от лат. mutulus), каменный выступ под выносной плитой карниза дорического ордера. Этот архитектурный элемент напоминает концы обшивки кровли деревянного храма, в которые снизу были вбиты колышки – гутты.

Нартекс, вестибюль в раннехристанских и византийских церквах, как правило, примыкавший к западной части здания. Во время церковной службы там находились оглашенные – люди, готовившиеся принять крещение.

Неф, кора


Читайте также:

2012-02-17 Дизайн для ресторана

2014-05-23 Толковые советы по выбору люстры

2013-09-16 Герметизация швов на разных этажах

2013-07-27 Клинкер: что он собой представляет?

2007-10-30 Технический надзор


 
     
2007 — 2012 © Master 3d — Архитектурная макетная мастерская. Киев, Украина.